Клиническая психология - относительно молодая наука, основу которой составляет сочетание и медицинских знаний, направлений, и собственно психология. Иначе говоря, врач изучает не только изменения в психоэмоциональном аспекте, но и соотносит их с соматическими или психосоматическими заболеваниями у человека. Так, предметом изучения клинической психологии является сам пациент, а именно:
- Симптомы психических расстройств;
- Роль внешних факторов в возникновении, проявлениях и профилактике психических заболеваний;
- Влияние соматических расстройств на психоэмоциональное состояние;
- Прорабатывание и решение различных проблем, которые могут вызвать психических расстройства;
- Разработка методов воздействия на психическое состояние пациента (например, способы расслабления, избавления от паники).
Другими словами, клиническая психология занимается изучением особенности функционирования психики каждого конкретного пациента с соматическими заболеваниями, определяет роль психоэмоционального состояния в диагностике и лечении заболеваний.
Цель и задачи клинического психолога
В ходе развития клинической психологии, как самостоятельной отрасли практической медицины, была выделена одна, главная, цель работы специалиста и несколько задач, которые помогут в ее достижении.
Цель: цель работы врача заключается в том, чтобы помочь организму пациента справиться, с нарушением адаптации, заболеванием, причиной которого стало длительное или однократное, но интенсивное воздействие факторов внешней среды. В дополнение следует указать повышение качества диагностического поиска, терапии и профилактических мер, что становится возможным благодаря индивидуальному подходу к индивиду.
Задачи терапии:
- Изучение влияния психоэмоционального состояния человека на течение соматической патологии и наоборот, какое воздействие последняя оказывает на психику пациента.
- Проведение функциональной диагностики (врач оценивает, как лечение соматической патологии влияет на психику пациента).
- Профилактика заболеваний, обусловленных нарушением психоэмоционального состояния.
- Проведение нозологической диагностики (определение, к какой группе заболеваний относятся возникшие у пациента симптомы).
- Проведение топической диагностики (какой отдел головного мозга, какие корковые и подкорковые структуры отвечают за появившиеся у человека клинические проявления).
- Проведение личностной диагностики (выделение из общего числа пациентов таковых с повышенным риском развития психических расстройств, обусловленных воздействием на организм определенных факторов риска).
- Диагностика нарушений психоэмоционального состояния у детей и подростков.
Помимо прочего, сочетание в клинической психологии, как науки, нейропсихологии и патопсихологии, позволяет врачам принимать участие в экспертных оценках, реабилитационных консилиумах.